Агидель. День последний. Но ещё не конец истории.

Утром, как  ни странно,  все  вчера у костра  задержавшиеся   встают довольно легко,   ни у кого не трещит башка,   никто не  умирает.  Но  воду пьем если не жадно,  но охотно.   Завтрак,  сборы.    Я попрошайничаю  кабель для телефона, у меня проблемы с пауэрбанком,   вчера    частично зарядила телефон и отдала   зарядник Михаилу, а сама     к горе отправилась.   И вечером   зарядка не пошла, отваливается телефон и всё,  за ночь  тоже совсем не подзарядился,  я   решила, что дело в шнурке.   Володя   одалживает мне кабель, не помогает,  приходится просить и   батарею.   Ахмет: -  У меня всё, под  ноль,  я всё разал. -  Разиля:  -  У меня ещё немножечко осталось,   но   я уже  упаковалась,  где-то на дне рюкзака, не достать сейчас.  – Ахмет: — Как? У тебя  есть  свой пауэрбанк?!   А чего ты  тогда   просила? -  Так  так свой целее! -    Деревенские татары  это не  про место жительства,  это менталитет и точка сборки.    Батарейку  мне  готов  предложить  тот же Володя:  — Спасибо большое.  Я  воспользуюсь,  только, если можно,     потом в автобусе. Не  хочу случайно утопить чужое.

В  экономном режиме заряда телефона мне до автобуса хватает,   Ахмет    продолжает рассказывать о достоинствах своего  пауэрбанка,    пустого и никому уже  не нужного, не каждая бабка так  настойчиво  расписывает   гениальность   внуков,  до веса в граммах.  Вытаскивает,   сравнивает в руках тяжесть    своего  десятитысячника Сяоми с  передаваемым   мне Володей.   Володин  тяжелее.  Просто  Яблоко  на  30 тыс. мА.

Сегодня  последний день на воде.    Я уже успела рассказать народу про заповедник  Шульган-Таш в конце пути,   про Капову пещеру -  древнее  капище,  со входом – на КАМАЗе  можно заехать,  про копии наскальных рисунков и   музейчик бортничества,  про  в   буквально съеденный   местными, верящими в  его исцеляющую силу,   сталагнат.  В одном походе  с  нами была женщина,  заставшая время, когда  там  открыто  было всё,  видевшая и те настоящие   рисунки, и подземное озеро, и остатки лодочки,  явно  принесённой туда по частям и  собранной на месте.   Желающих  пойти на экскурсию  предостаточно.

Проплываем место, где  из скалы   родник бьёт  бурно.  -  О!  В прошлый раз у нас   тут  была первая стоянка.  Мужчины за водой  поперёк реки  плавали.  И не только за водой,  там дальше  есть небольшая пещера, нас инструктор-башкир водил,  небольшую группу вовремя проснувшихся.   Мне тогда весло не дали,  пустой  максимально лёгкий катамаран, только   крепкие мужчины на вёслах,  а женщин  в центр на палубу и  не  мешать.   Интересное ощущение,   грести поперёк горной реки тяжело, надо чтобы хотя бы недалеко снесло,  не дальше  косы,  где можно  причалиться,  напряжение,  борьба со стихией, пусть и десять метров и несколько минут,  а результат   и ты вместе с ним   зависит  от  мужской силы и слаженности.  Непривычно.

Дальше  по плану пещера   сказка. Мой незакрытый  гештальт.  Теперь дважды незакрытый.  Слава на Белой,  как и я, был один раз и примерно в тог же время,  но совсем другой опыт,  он  нас высаживает   именно там,   где   прямая   тропа до пещеры,  я б это место не узнала и    зачалилась раньше.   Выпрыгивая с чалкой я ещё и воды  низкими сапогами черпанула.   И переобуться  даже  не успела, только носки  отжала.  Сапоги из ЭВА  легче и теплее  резиновых,  зато скользят безбожно.  У меня-то   полный пещерный набор -   непромокаемый   костюм,  малярный комбез от грязи,  наколенники, перчатки,  крутой фонарь  -  наследник  того ужаса, когда  фонарик  простенький  начал подыхать  в глубине пещеры. Ничего не  понадобилось.   Но   понятно, что  глубоко мы не полезем,  касок нет, фонари не у всех, сам Слава  идёт в пещеру  в своей неизменной ковбойской шляпе.   Тропинка   через   отгороженный участок -  платная стоянка перед  заповедником,   700  что ли рублей за возможность  поставить палатку на ночь и  за немного дров.  Есть  деревянные  кабинки-туалеты, вот где сэкономили на досках. На обратном пути видела  пышущую здоровьем красавицу,  которая грудь и щёки  выносила через эту  дверку боком, иначе   застревали.

В пещеру  идут не все.     Инструкторы идут потому что деваться некуда, не одних же нас отпускать. Вот этого  я не очень понимаю, а в чём тогда удовольствие?   Посидеть на пилоне, глядя на весло  соседа?  Как на работу  сходили, доставка из точки А в точку Б.

Сказка  — моя первая пещера    на том давнем  моём первом  коммерческом сплаве.    Тогда все    спустились в пещеру,  погуляли по    первым доступным гротом,  выстроились в узком коридоре и инструктор — мальчик башкир (конь горный)    слазил дальше,  проверил, и сказал,   сто вход узкий,  пройдут не  все,    шёл вдоль строя и  отбраковывал,  в основном, крупных мужчин.  Меня оставил.  Но когда я увидела этот «леток для пчёлок»,  к которому  тоже  надо было  ползти на пузе (и тут мгновенно понимаешь, почему в пещеру – только в каске,  и вспоминаешь себя маленького, залезшего под кровать). В   общем, я решила,  что я  туда не пролезу и не полезу. А тут ещё  девочка  гораздо мельче меня  и отнюдь не нервная   особа там   попыталась застрять,  перепугалась, раскричалась, представив,  как дочь остаётся сиротой.   Я окончательно передумала, разрешив себе  спраздновать труса разумного.  И  осталась  ждать группу с    руководителем похода,  двухметровым     Денисом,  пловцом   и   инструктором по дайвингу  летом по Турциям в  свободное от  сисадминства время.   С ним, чтобы ждать  группу не так скучно,  мы поползали  по  коротким тупиковым шкурникам,   за Денисом не страшно, там,   где он пролез,  я точно не застряну. У него   размер сапог  больше, чем у меня ширина плеч.  И   вот теперь второй   подход. Я знаю,  что  в тот лаз мы не полезем, но подойти к нему мне надо,  посмотреть,   что во  мне изменилось за эти годы,  полезла ли бы  я туда сейчас.  После  вертикального  лаза в пещере на Чусовой, куда вкручиваешься, как будто натягиваешь  через голову  очень-очень узкое платье.

Тот же спуск и первые высокие коридоры,  Ромка  проверяет дорогу первым,  движемся  в направлении путеводной верёвки: — Всё, тут узко и  грязно!  Давай назад! -  Нет!    Рано! Мне нужно  к тому основному   проходу.   Доползаем:  Ромка,  как инструктор  и мужчина,  я  — потому что мне надо,  Лера -  потому что   из всех  кто, если не она, самая  любознательная и спортивная среди девчонок.

Бог мой!  Мне  по-прежнему   страшно на это смотреть.  Так очень низко и узко.  Я туда   просто не помещусь.  Как  хорошо, что сегодня  туда можно   не  лезть.   Потом я смотрела видео с прохождением  этого участка и   описание к нему: «Лаз очень маленький, его протяжённость около 4 метров и он уходит направо (угол около 90 градусов), поэтому преодолевать его нужно на левом боку, вытянув левую руку вперед, а правую назад. В таком положении, изгибаясь как змея лезть. Ноги и руки здесь никак не помогут, двигаться нужно только телом.»    Но  окажись я снова на Белой   с подходящей компанией,  я  туда полезу.    Это я так сейчас думаю,   что полезу.

На выходе  кто-то    замечает на  своде пещеры  одинокую  маленькую летучую мышку.  Столько восторгов.  Не зря под землю лезли.

Сплав почти закончен,  ещё несколько часов на воде и  всё.  Проплываем знак, что начался заповедник. Узнаю место, где в  прошлый раз мы  встали  на вторую ночёвку.  Проскочили  чуть-чуть  дальше, чем надо,  и   оказались на территории заповедника.  И среди ночи    снизу по реке со страшным рёвом, прожекторами и   людьми с оружием  прилетело   судно  на воздушной подушке. Егеря.  Было  страшновато.   Денис  всё уладил,  мы даже не скидывались,   прокол клуба, клиент ни при чём.   Говорили, что можно было оформить   и разрешение на стоянку  прямо из Казани, но  упустили этот  вопрос.    Сейчас люди на берегах  стоят, машины, палатки,  наверное,  с   пропусками.

Приплыли.  Чалимся. Выгружаемся.  Обычно    каты разбирают и  сразу сушат, если дождя конечно нет, сейчас нет,  и в это же  время   варят супчик.   Но  нас Слава гонит, автобус уже   готов и водилы на низком старте.    Экскурсия в заповедник отменяется, обед  откладывается.    Если б я была  тут в первый раз,  я бы  возмущалась,  но помня  штучки Ретроградного  -  всё могло быть и хуже. Остальные,  кто остался без Каповой,  помалкивают,  их  интересы и их дело.

Разбираем каты, таскаем вещи. Елена идёт в мою сторону,  что-то говорит мне,  и тут сзади  ей в спину:  Смотреть  надо! – диалог  приведён примерно,   мой мозг отказывается запоминать такое дословно -  это Ахмет.  Упал его  баул. Прямо на  его ценный стульчик в  драгоценном чехольчике.  – Да   даже не задела!  -  Прёт как    корова   со своей  толстой задницей!   -   я  смотрела Елене в лицо, я не видела,  что там внизу,  но думаю,  её бы качнуло при столкновении, да даже если она  -  это сплав, не кидай вещи без присмотра на дороге.   Елена  пристально   смотрит на Ахмета и  очень спокойно   говорит: -  Так вот ты какой.  С  тобой всё ясно.

У нас замена автобуса.   На большой,  теперь у каждого  по двойному месту, ноги вытягивать   удобнее.   Что плохо -  неизвестного  где теперь моя  дорожная розовая подушечка.   Мне  говорят, что уехала с  тем маленьким автобусом,  туда другую группу погрузили.   А бухенького   первого водилу нам  оставили.  Обещают  телефон  уехавшего  водителя.  Подушечка мне дорога,  и она розовая.  Я тут как та блондинка, которая права забыла,  потому что  вчера в других туфлях была.   Но с точки зрения женщины всё логично – подушка  по цвету идеально подходит к моему горнолыжному костюму, а клуб Болт    зимой    возит   на горнолыжки Урала и  тоже автобусом, мои подушка и  костюм должны  иметь возможность воссоединиться.

Трогаемся. Кушать  хочется.  Останавливаемся у  Пятёрочки,  берём    перекусить,  но хочется   и нормальной еды. Доезжаем до кафе Урал (хорошо  в большом автобусе).

Место известное  и даже знаменитое.   Сколько раз была рядом – никогда не ела, только умыться заходила.  Знаю, что  там вкусно,  пирожки очень хвалят. Но  мы всегда или почти  приехали, я  ещё не проснулась и не проголодалась, а скоро завтрак и каша с  костра,  или только что отобедали  и пока не до еды. А тут мы голодные.  Еды  всем  хватает.  Боже,  тут действительно нереально вкусно!  У  меня плов, настоящий, не только с мясом, но и с изюмом, и  хорошо приготовлен.   Выловила   у кассы  из  миски себе  маринованный огурчик и   теперь не знаю, что  просить раньше -  семена на рассаду или рецепт маринада.  Это что-то из  домашних заготовок. У Елены  бифштекс  с какими-то очень вкусными лесными грибами  однозначно не   из   промышленной заморозки.

Сытенькие   и довольные  трогаемся в сторону Казани.  Завтра   тоже выходной день, как раз отоспаться и  отмыться.  И уже далеко от кафе и  ещё очень-очень далеко от  Казани   у автобуса  начинаются проблемы с тормозами.  С трудом медленно-медленно   проходим  виток серпантина  с поворотом на 180  и сползаем на обочину.   Механик Альберт поясняет, что у такого транспорта   пневматические   тормоза   устроены не так,  как у обычных  легковых машин, тут колодки всегда прижаты к дискам,  чтобы   ехать, надо набрать давление в гидросистеме,  чтобы колодки  развести и освободить диск.  А дело к вечеру.

Совсем чуть-чуть осталось, надеюсь, завтра   добью историю,  и  на швабоду с чистой шеей!

Чтобы оценить размерчик   входика, куда надо сунуть   голову, а потомпротащить всё остальное.